Наценка исторически является одним из традиционных источников дохода на рынке капитала. Когда брокеры покупают актив, они продают его по более высокой цене. Эта разница в цене и есть наценка.
Изначально она осуществлялась весьма простым образом: клиент давал по телефону инструкции брокеру, который, в свою очередь, обращался к банку или провайдеру инвестиционных услуг. Затем брокер делал наценку и сообщал цену клиенту. Когда же рынки перешли в основном на электронную торговлю, трейдеры получили возможность круглосуточно следить за ценами со своих платформ. Таким образом, описанный выше процесс потерял актуальность.
Однако он не полностью исчез, а видоизменился. На современных рынках люди больше не торгуют по телефону. Они размещают сделки самостоятельно в электронных системах. Поэтому брокерам потребовалось найти способ автоматизировать процесс наценки, что породило новую систему, заточенную на скорость.
Большинство систем для розничной торговли показывают ценовые колебания с периодом 0,5–1 секунда. В действительности же размер и интервал этих изменений на рынках, особенно Форекс, намного меньше — настолько, что их трудно отображать. Более того, если раньше котировки валютных пар рассчитывались до четвёртого знака после запятой, теперь они могут доходить до пятого или шестого знака. Это связано как с увеличением объёма торговли, так и с усложнением торговых систем. Банки и брокеры даже размещают свои серверы как можно ближе к серверам клиринговых центров, чтобы сократить время исполнения, пусть и всего на несколько микросекунд.
В одной секунде миллион микросекунд. Время исполнения самых быстрых систем составляет примерно 0,0025 секунды, или 2500 микросекунд. На практике это означает, что когда трейдер размещает ордер на $100’000 по валютной паре USDJPY, скажем, на уровне 109,73, данные будут обновлены только через секунду. В свою очередь, система исполнения видит уровень 109,7255, и у неё есть 0,9975 секунды, чтобы определить, какую цену получит трейдер.
Давайте рассмотрим это в увеличенном масштабе. Представьте, что система способна выполнить поручение трейдера за один день (эквивалент тех 0,0025 секунды), но у неё есть ещё 399 дней (те самые 0,9975 секунды), чтобы исполнить обязательства перед трейдером. Таким образом, система может решить, совершить ли покупку моментально или подождать более выгодной цены. Если взять числа из предыдущего примера, большинство систем решили бы купить по 109,7255, а затем продать трейдеру по 109,73. По сути, именно так система делает наценку для трейдера. Хотя разница в 0,0045 (или ¥450/$4 с учётом размера позиции) кажется небольшой, ежедневный объём на валютном рынке составляет примерно $7,5 трлн. Наценка по этой сумме в размере всего 0,00002 пункта даст $150 млн безрисковой прибыли.
Такой уровень дохода более чем оправдывает расходы на разработку специальной системы. Хотя может показаться, что это нечестно по отношению к пользователям, в действительности такая система не оказывает существенного влияния на отдельно взятого трейдера. Эта не та разница, зная о которой он принял бы другое решение, и куда большего внимания заслуживают такие издержки, как спреды, комиссии и другие расходы. Данная система создаёт скорей “гонку вооружений” между банками и брокерами. Разумеется, более быстрые системы приносят больше денег, чем медленные, так что стороны конкурируют в скорости, ведь именно она определяет потенциал прибыли.
Безудержный рост масштабов торговли на бирже привёл к появлению систем высокочастотной торговли (англ. High-Frequency Trading, или HFT), на которые приходится бо́льшая часть оборота на финансовом рынке. HFT-системы являются предметом бурных споров, но об этом в другой раз.