Как известно, центральные банки часто основывают свои решения по процентной ставке на показателях инфляции. Конечно, это не единственные данные, которые они принимают во внимание, но стабилизация национальной валюты так или иначе является их основной задачей. В некотором смысле то, насколько центральным банкам удаётся достигать целей по инфляции, является показателем эффективности их усилий. Звучит просто и понятно, но на самом деле инфляция — это не единое значение, а комбинация нескольких стандартизированных портфелей, и их результаты могут сильно различаться.
Базовая инфляция, индекс потребительских цен и дефлятор ВВП — вот три ключевых показателя, которым уделяется основное внимание. Новостные сайты и журналы, которые освещают макроэкономические тренды, спешат опубликовать эти данные, как только они выходят в свет. Многие трейдеры также следят за ними. Однако они редко задают себе самый важный вопрос: “Какой из этих показателей наиболее актуален для моей инвестиционной стратегии?”
Например, в августе 2022 года индекс потребительских цен в США составил 8,3%, при этом базовая инфляция была зарегистрирована на уровне 6,3%, а дефлятор ВВП за 2021 год показал 113 пунктов. Какое из этих трёх значений действительно важно для прогнозирования изменений процентной ставки? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить, что же стоит за этими числами.
Дефлятор ВВП отличается от двух других типов инфляции, поскольку он не измеряется в процентах. Мы рассчитываем его путём деления номинального ВВП на реальный ВВП и умножения полученного результата на сто. По сути, этот показатель отражает общее изменение цен всех активов в данной стране, включая инвестиции, но исключая изменения цен на импорт. Было бы логично предположить, что центральные банки считают этот показатель наиболее актуальным, но в действительности ему нахватает конкретики. Он описывает картину в общих чертах и не показывает конкретных внутренних изменений в структуре цен, поэтому данный показатель не представляет большого интереса для валютных трейдеров.
Индексным же трейдерам дефлятор ВВП намного более полезен. Когда на фондовом рынке представлено подавляющее большинство компаний, дефлятор ВВП может служить полезным индикатором того, насколько хорошо работает весь внутренний рынок. Единственный недостаток заключается в том, что он публикуется всего раз в квартал и, как правило, уже после сезона оперативных отчётов. Это снижает его актуальность в качестве показателя инфляции.
Центральным банкам дефлятор ВВП тоже не приносит особой пользы. Они предпочитают более оперативный и конкретный показатель — индекс потребительских цен. Это весьма логично, учитывая то, какое влияние оказывает стабильность цен на склонность населения к потреблению, которая, в свою очередь, влияет на ВВП. Службы статистики составляют фиксированный набор товаров, который считается репрезентативным для данного рынка, а затем они ежемесячно отслеживают изменения этих цен. Такие данные позволяют сравнивать темпы роста прожиточного минимума и покупательной способности сбережений населения. Если инфляция выше процентов по сберегательным счетам и доходности государственных облигаций низкого риска, реальная стоимость капитала населения снижается, даже если его номинальная стоимость возрастает. По мере повышения инфляции капитал, вложенный в инвестиции с низким процентом, теряет ценность, и наоборот.
Изменения в рыночной цене долгосрочных государственных облигаций хорошо отражают настроения населения относительно инфляции. Государственные облигации являются важным сегментом денежного рынка, и их реальная доходность подвержена изменениям. Проценты по недавно выпущенным облигациям зачастую устанавливаются с учётом инфляции, а не ключевой ставки.
Есть и третий тип показателя инфляции, известный как базовая инфляция. Это результат усилий статистиков усовершенствовать показатели инфляции, исключив из формулы изменения, вызванные неизбежными или разовыми событиями. Метод довольно прост: просто уберите определённые продукты из товарной корзины, которую вы используете для расчёта инфляции. К таким продуктам относятся предметы первой необходимости, такие как топливо и коммунальные услуги, или товары с регулируемыми ценами, например лекарственные препараты. Таким образом, показатель базовой инфляции предназначен не для населения в целом, а для экспертов, заинтересованных в изучении основных тенденций в экономике. Например, это руководители центральных банков: с помощью данного показателя они могут оценить, на какие продукты больше всего влияет их политика процентных ставок. Именно это служит основой для определения целевых показателей инфляции.
Возвращаясь к нашему примеру, в августе 2022 года общая инфляция в США составила 8,3%, а базовая инфляция — 6,3%. Мы видим, что индекс потребительских цен выше базовой инфляции, что весьма логично с учётом последствий пандемии COVID-19 и недавних ценовых шоков в энергетическом и продовольственном секторах. В свою очередь, до пандемии в 2019 году население США испытывало инфляцию лишь в 1,8%, однако это было связано в первую очередь с низкими ценами на нефть и дешёвым импортом. Действительно, показатель базовой инфляции в 2019 году был выше индекса потребительских цен — 2,3%.
На основе последних данных мы можем проследить ещё одну тенденцию: тогда как индекс потребительских цен в августе 2022 года снизился (8,3% против 8,5% в июле), базовая инфляция выросла с 5,9% до 6,3%. При установлении процентных ставок FOMC ориентируется в первую очередь на показатель базовой инфляции, и с учётом её роста при выходе этих данных (13 сентября) можно было ожидать дальнейшего ужесточения монетарной политики ФРС США, несмотря на снижение индекса потребительских цен. Действительно, 21 сентября процентная ставка ФРС была повышена ещё на 0,75% до 3–3,25%.